Портретная съёмка отличается своей спецификой, которую обязательно нужно учитывать при выборе объектива. И речь в первую очередь идёт о ряде важных характеристик, которые стоит принимать во внимание. Чтобы не запутаться в терминологии и во всех показателях, предлагаю действовать последовательно.

 

Фокусное расстояние

 

От фокусного расстояния непосредственно зависит перспектива и компоновка в кадре. Для начала стоит указать, что портреты могут быть:

 

  • крупнолицевыми, то есть когда снимается, собственно, лицо;
  • лицевыми – это голова и плечи;
  • поясными – снимок до пояса;
  • ростовыми – всё, что больше, чем по пояс или же в полный рост.

 

И в зависимости от того, какой именно портрет вы хотите сделать, вам понадобятся объективы с разным фокусным расстоянием. К примеру, с широкоугольным или даже сверхширокоугольным аппаратом получаются вполне пристойные портреты в полный рост. Однако если вы хотите сделать фотографию лица, то результат будет выглядеть далеко не самым лучшим образом. У вас появятся перспективные искажения: уши уменьшатся, а нос может «расползтись». Плюс всё лицо может начать казаться шире. Вряд ли это сильно понравится вашему заказчику.

Лицевой портрет, снятый широкоугольным объективом. © Sunsword & Moonsabre

 

Традиционно же для лицевого портрета нужно брать объектив с фокусным расстоянием, превышающим нормальное в 2 раза. А это уже зависит от размера сенсора. Если вы работаете с полнокадровой оптикой, то в таком случае стандартным фокусным расстоянием будет 50 мм. Если вы выбрали суперзум, то там другие показатели: около 10 мм.

 

Фактически, для лицевых и поясных портретов нужно подбирать свои фокусные расстояния. Например, для полнокадрового аппарата (50 мм) для поясного снимка лучше всего брать показатель в пределах от 55 и до 80 мм, а для лица – от 90 и до 135. Соответственно, подбор надо делать каждый раз для каждой техники.

 

Впрочем, это всё – общие рекомендации. У каждого профессионала со временем появляется собственный стиль. Не стоит забывать о том, что правила существуют для того, чтобы их нарушать. И к фотографии это имеет самое прямое отношение.

 

Допустим, если вы хотите сделать хороший портрет, то вам большинство мастеров порекомендует при полном кадре брать объектив с фокусным расстоянием в 85 мм. Однако есть и исключения: специалисты, снимающие на 135 мм. Во многом это дело привычной дистанции и умения с ней работать.

 

Насколько важна светосила?

 

О важности светосилы сегодня знают даже новички. Этот показатель появился даже у смартфонов, так что постепенно он перестаёт быть исключительно узкопрофильным понятием. Насколько же важна светосила при создании качественных портретов? Игнорировать показатель в любом случае не стоит. Во-первых, изображение получается более пластичным. Во-вторых, объектив прекрасно размывает задний фон, то есть радует великолепным боке, которым и прославились отличные портретные снимки.

Крупнолицевой женский портрет. © Iain Paton. Canon EOS REBEL T1i. EF38-76mm f/4.5-5.6. 67mm ƒ/5.6 1/50

 

Кроме того, светосильные объективы позволяют не ограничивать себя в процессе работы. С ними можно создавать очень интересные снимки в вечернее время, а также в сумерках, играть с тенями. Внутри помещения тоже не будет жёсткой привязки к освещённым зонам, хотя игнорировать их, разумеется, никто не предлагает.

 

В то же время нельзя сказать, что светосила – это ключевой параметр для портретной съёмки. Периодически важно, чтобы резкость заднего фона сохранялась. Одним словом, учитывать параметр можно, но без фанатизма.

 

Важный момент: если работать со светосильным объективом при высоких показателях диафрагмы, то у них будет отличная пластика и не особо мягкая резкость (сферическая аберрация). А это всё позволяет скрыть небольшие дефекты кожи даже без обработки. То есть светосильные объективы отлично подходят для женских портретов.

 

А вот с мужскими портретами всё наоборот. Иногда там важно подчеркнуть резкость, убрать излишнюю плавность. У пожилых людей такая аппаратура выхватывает морщины, демонстрируя тем самым историю, которая стоит за плечами человека.

 

Рисунок объектива

 

Нужно сказать, что рисунок объектива для портрета имеет ключевое значение. Это оптическая система, позволяющая создавать или яркие и выразительные снимки, или же тусклые и скучные. Рисунок состоит из боке и пластики. О чём идёт речь? Под пластикой понимается переход в зону нерезкости из ГРИП. Учтите, что резкость в портрете достаточно относительна, то есть вам не нужна сухая фиксация происходящего.

 

Вообще при работе с портретами лучше всего выбрать плавный переход из зоны ГРИП, чем резкий. В противном случае результат может получиться в большей степени техническим, в нём не будет тепла и «живости».

 

Ещё один важный показатель, который есть в портретной съёмке, касается боке. Насколько красиво объектив способен размыть фон? В частности, если взять на вооружение объектив, у которого – оптическая система «Зоннар», то там размытие будет гораздо приятнее, чем у моделей со схемой «Тессар». По крайней мере, многие профессиональные портретисты придерживаются этой точки зрения. Однако нельзя сказать, что речь идёт о какой-то аксиоме. Во многом такие моменты лежат в сфере личного предпочтения.

Женский портрет. Обратите внимание на боке. © Tobias, Canon EOS 5D Mark II, 50.0 mm

В прошлом столетии производилось довольно много техники с классическими схемами («Триплет» или «Тессар» старого образца). Единственным исключением является вариант «Планар» с разными модификациями. Именно на базе данной схеме и были разработаны светосильные объективы с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм, а также специализированная портретная оптика.

 

С новыми оптическими схемами работать не так интересно. Проблема в том, что у них в принципе убраны все оптические аберрации. Это хорошо для документальных фотографий, для репортажей, для рекламной съёмки. Однако для портретов – не всегда. Нередко нужного эффекта сейчас в итоге приходится достигать последующей обработкой снимков. И в первую очередь это великолепно просматривается на китовых объективах с зум-эффектом.

 

Вот почему многие специалисты не расстаются со старыми мануальными камерами. Те не обладают всей полнотой функций, однако рисунок у них остаётся выше всяких похвал. К тому же автофокус и большая скорость для таких моделей непринципиальны, как правило, никто никого никуда не торопит. То есть все настройки можно выставлять уже вручную.

 

Между прочим, в последние годы начали производить снова старые объективы, бывшие культовыми. Это дополнительно свидетельствует о том, что автофокусные характеристики и большое количество настроек решают далеко не всё.

 

Что можно сказать о цветопередаче?

 

Цветопередача при работе с портретами тоже очень важна. Во-первых, от неё зависит цвет кожи. Если объектив даёт хороший результат, вам потом не придётся тратить много времени на ретушь. У современных моделей с цветопередачей проблем нет, однако присутствует проблема жёсткого микроконтраста, то есть цвета выходят неестественными и чересчур насыщенными.

Засветка придала портрету особый художественный шарм. © Ben North, Canon EOS 5D Mark II, EF70-200mm f/2.8L IS II USM, 115mm ƒ/5.0 1/200

 

А вот старые объективы страдают обратной проблемой: у них оттенки слишком блеклые. Плюс передача цвета нередко в прошлом хромала. Плюс появлялись засветки. Хотя некоторые фотографы научились использовать засветки как своевременный художественный приём. Но если вы решите поработать со старыми объективами, учтите, что они далеко не всегда выдают приличный результат в студии. Боковой или контровый свет им может мешать, одним словом, к такой технике придётся привыкать.

 

Подведение итогов

 

Что самое важное при покупке объектива для портрета? Понять, зачем вам нужна такая техника, какие именно снимки вы будете делать (любые, преимущественно лицевые или ростовые). Дальше: как именно вы предпочитаете работать? Если вам нужна скорость, то это одно. А если вы хотите добиться конкретных решений, то речь уже будет идти о совсем другой ситуации.

 

Планируете работать под открытым небом? Предполагается творческая постановка? В таком случае оптимальным вариантом будет фикс-модель с расстоянием от 85 мм и до 200 мм. Между прочим, на телеобъективы тоже можно делать отличные портреты. Детские, например.

 

В любом случае объектив – это только инструмент, с которым вы работаете. Вы должны сами понять, что конкретно для вас удобно.